Как мы начали делать ульи из камыша

Идея, поиски

Даже не могу сказать, с чего всё это началось. Идея сделать улей из камыша зрела долго, она буквально собиралась по крупинкам и из разных источников.

Началось, пожалуй, всё с книги Суходольца Л.Г. «Теплофизика зимовки пчёл». Эту книгу, в свою очередь, упоминал Фёдор Лазутин. Книга замечательна тем, что в ней описываются физическими формулами все процессы, протекающие в улье при зимовке пчёл. Затронуты такие темы, как биоэнергетика пчёл, теплопроводность материалов улья, способы теплопередачи и теплопотери, вентиляция внутриульевого пространства, диффузия в улье, вывод излишней влаги. Приводится сравнительный анализ аналогичных процессов в улье и дупле. (Кстати, эта тема ещё лучше раскрывается в ещё одной замечательной книжке - «Тайны пчелиного дупла» Олег Голуб). Так вот, основным выводом данной книги автор делает описание оптимального, с точки зрения теплофизики, улья. Этот улей он называет «диффузионный». Материалы стен такого улья должны иметь низкую теплопроводность и высокую паропроницаемость.

В качестве примера, в этой книге рассматривался улей из соломы (глава 7.6, стр.68) – «..единственный леток находился ниже зимующего гнезда, и, следовательно, пчелосемья сидела под потолком без проточной вентиляции. Потерь на вентиляцию не было. Газообмен хорошо обеспечивался диффузией через газопроницаемые стенки при их высокой «теплоте». Вот почему такие ульи с благожелательной иронией именовались «золотыми». Золото – не цвет соломы, а знания и опыт предков!».

Идея о соломенном улье запала в душу. Читая репринтные издания старых пчеловодческих книг, периодически натыкался на упоминания о соломенных ульях и способы их изготовления. Способов было, собственно два: их либо плели (так делали сапетки), либо использовали пресс.

Однажды, на одном из моих пчеловодческих семинаров, мне задали вопрос – можно ли сконструировать замечательные ульи Лазутина, используя только природные (и экологичные) материалы. Над ответом пришлось поработать. Одним из первых, в этом направлении, в 2012 году появился улей с утеплением льняными матами (вместо пенопласта), и внутренней обшивкой из тонкой шпунтованной доски (вместо фанеры).

Я начал откладывать информацию о таких ульях и способах их изготовления в отдельную папочку. Собрал довольно много материала (даже по использованию глиняно-соломенных – саманных – ульев в колхозе Горный партизан 1947-49 гг., Красноярский край). Вот несколько интересных ссылок:

 

 

 

В какой-то момент я понял, что собрал достаточно информации, чтобы сделать такой улей. Оставалось одно существенное препятствие, перечёркивающее всё – отсутствие соломы. Солома для такого улья должна быть в виде стеблей, которые скосили под корень и обмолотили вручную. Та же солома, которая мне доступна сейчас – это солома из-под комбайна – она «жёванная», поломанная. Из такой соломы ещё можно попробовать сделать саманный улей (и я пробовал), но в чистом виде использовать не получится.

Возникла пауза. Я ещё раз перечитывал найденные материалы в поисках какой-нибудь подсказки. И вот, в той же книге Суходольца, я обратил внимание на упоминаемый им материал «камышит», или камыше-бетон, коэффициентом теплопроводности которого он оперировал. А ведь камыш – это то же самое, что и солома, только толще! И я начал искать заново.

И, практически сразу я наткнулся на украинский форум, где о своём улье из рогоза и камыша рассказывал пчеловод Василий Николаевич (Ник NVN).  И не просто рассказывал, а выкладывал фотографии ульев, и видео с процессом их изготовления. Знакомый по картинкам пресс теперь оживал на видеозаписи. Кроме него, ещё несколько пчеловодов, заразившихся его идеей, выкладывали в теме свои ульи и пресс-станки. Как говориться – пазл сложился. Я сразу начал конструировать станок, параллельно ища, где бы достать в нашей местности несколько десятков тюков камыша.

 

Технология изготовления корпуса

Вообще технологий изготовления такого улья несколько. Можно прессовать каждую стенку в отдельности и потом их собирать вместе. Это удобнее для транспортировки, и в мастерской занимает меньше места. Кроме того, этот способ универсальнее, поскольку, имея плоскую пресс-форму, можно делать стенки разной длины, следовательно мы не привязаны 

жестко к определённому размеру изготавливаемого улья. Недостатки – необходимо место для промежуточного хранения стенок, необходимо место и время для сборки корпуса, углы которого будут несколько холоднее, чем при изготовлении вторым способом. А можно прессовать сразу цельный корпус. Требуется более объемный станок, и размеры улья уже не изменишь. Однако скорость изготовления улья выше, т.к. корпус получается сразу (одна операция прессования), и сразу можно ставить его на улицу. Кроме того, в этом методе присутствует высокая точность геометрии и в целом повышается прочность и «тёплость» конструкции, т.к. камыш перевязывается друг с другом в углах.

И в первом и во втором методе камыш прессуется между нижними и верхними рамами. Форму стенок в начале держат вертикальные стойки пресс-станка, а после – вертикальные планочки с наружной и с внутренней стороны стенки, которые скрепляют между собой нижний и верхний брусок (раму). Планочки само-собой камыш тоже распирает, поэтому их приходится тоже скреплять между собой (наружную и внутреннюю), чтобы «стянуть» стенку. В соломенном улье эту роль выполняет какой-нибудь шпагат, которым прошивают стенки. Здесь шпагат не годится (я пробовал) – камыш очень плотный (и бывает что и жёсткий) материал.

Для изготовления корпуса я выбрал второй способ, а подкрышник изготавливаю первым. Долго ломал голову над крышей – первоначально хотелось сделать её вообще плоской – ведь улей неразборный, и плоская, небольшая крыша хоть как-то облегчала его транспортировку. Однако потом я всё же вернулся к проверенному варианту двухскатной крыши, только сделал совсем небольшой угол кровли.

 

Пресс-станок

Для начала я сделал пресс-форму. Выглядит она так: делается массивная нижняя рама, к которой прикреплены вертикальные стойки – с внутренней и с внешней стороны. Ширина нижней рамы – это ширина стенок изготавливаемого улья + 2 миллиметра на зазор. Высота стоек подбирается опытным путём – она должна быть достаточно высокой, чтобы вместить в себя высоту неспрессованного камыша, но, с другой стороны, слишком высокие стойки будут неудобны в работе.

Первоначально, вертикальные стойки просто крепились саморезами к нижней раме. Однако, быстро выяснилось, что из такой пресс-формы вынуть улей (а он вытаскивается через верх) очень тяжело. Поэтому потом я переделал конструкцию, сделав каждую сторону вертикальных стоек независимой «стенкой» (связав стойки поперечными планками и досками), которая крепится к нижней раме на петлях. Таким образом «стенки» могут откидываться в сторону, и улей может вытащить даже ребёнок.

Две противоположные стенки снизу стягиваются между собой шпилькой на гайках (барашках). Внешние стойки не доходят до каждого из углов рамы на 10 см – на этом месте будет крепиться угловая доска улья. Торцевая наружная стойка смещена в сторону от центра на 5 см, опять же, чтобы было места для монтажа боковой планки на улей.

На пресс-форму сверху одевается (помимо давильной рамы – «пресс-рамы») верхняя ограничительная рама. Она такой же ширины, как и нижняя, но более лёгкая. Её задача – держать форму вверху. Именно к ней примыкают стойки стенок при стягивании из вверху шпильками. Я сделал по две шпильки на сторону, хотя на длинную сторону можно и три шпильки.

На этом рисунке вверху схематично изображён весь пресс-станок. Пресс форма лежит на металлической раме, к которой крепится вертикальные металлические стойки. На стойки сверху одевается что-то, наподобие швеллера с приваренной гайкой, через которую проходит винт пресса. Винт давит на металлическую конструкцию, которую я назвал «давило», которая распределяет нагрузку по давильной раме. Металлическую раму я потом поставил на шасси, чтобы удобнее было работать.

 

Как определить размеры пресс-формы? Как я уже сказал, ширина нижней и верхней рамы – это ширина стенок улья. Высоту стоек я лично сделал 1 метр. Опытным путём я понял, что несжатого камыша я кладу на 30-50% больше, чем надо для готовой высоты улья (а это, в моём случае 52,7 см). Т.е. мне необходима высота стоек для камыша – около 75 см. Оставшаяся высота позволит вставить давильную раму и давило. Давильная рама на несколько миллиметров уже, чем ширина основной рамы станка – чтобы она свободно проходила между стойками.

К четырём угловым внутренним стойкам прикручены небольшие ограничительные брусочки, такие же брусочки прикреплены к давильной раме. Когда рама опускается до этих брусочков – пресс останавливается. Высота этих брусочков от нижней рамы – равна высоте улья.

Нижняя рама у меня сделана из бруска 50х70, верхняя и давильная из бруска 50х50. Сечение стоек – 40х40. При такой длине их выгибает, но не сильно. При желании можно их усилить, либо делать из бруска большего сечения, либо из более твёрдой древесины.

 

 

Как на станке делается корпус и подкрышник

В целом, технология полностью описана в видео-роликах, выложенными в вышеупомянутом форуме. Я просто повторю основные моменты.

Камыш предварительно нарезается – одна кучка – для длинной стороны, другая – для короткой. При этом длина должна быть короче на ширину стенки – это нужно для «перевязки» камыша в углах.

Вставляется в станок нижняя рама улья. Далее, по кругу вставляется камыш так, чтобы каждый следующий ряд образовал перевязку с предыдущим. На одну сторону я беру пучок камыша (столько, сколько умещается в руке). После трех-четырёх рядов вставляю леток. На эту работу у меня уходит обычно минут 40.

Поскольку камыш разный, то количество рядом тоже разное. Я ориентируюсь на метки, сделанные на стойках станка. Где-то между 30 и 50% «сверх» нормы можно заканчивать. Далее, я кладу верхнюю раму улья, давильную раму, давило. Вставляю восемь верхних шпилек и немного их затягиваю. Затем вставляю верхнюю ограничительную раму, и уже затягиваю эти шпильки до конца.

Затем одевается сам пресс. Закручиваем винт до тех пор, пока давильная рама не остановится на ограничителях (3 минуты). Дальше необходимо скрепить нижнюю и верхнюю раму улья. Эту роль выполняют угловые доски (в видеоролике использовалось железо). При этом камыш подравнивается кияночкой. По середине стенок эту же роль выполняют планки из твёрдой породы дерева (я пока использовал ясень, но хочу попробовать и другие, например бук). Снаружи эти планки легко закрепить, а вот изнутри… Изнутри можно не делать (сразу), если камыш твердый. А если мягкий – то велика вероятность что при выемке из пресс-формы часть камышинок вывалится. Поэтому я закрепляю эти планки и изнутри тоже. Для этого снимаю сам пресс и залезаю внутрь этой конструкции. Надо же какой-то профит из своего небольшого роста извлекать smiley.Но и здесь возможны другие варианты, например использовать стропы для временного стягивания стенок.

После этого снимаем верхнюю раму станка, снимаем все шпильки, и верхние и нижние. Стенки станка откидываются – какие внутрь, какие наружу. Улей вынимается через верх усилиями двух человек (можно наверное какую-нибудь лебёдку приспособить для того, чтобы делать эту операцию одному).

Далее корпус дорабатывается: закрепляются промежуточные ясеневые планки снаружи и изнутри, по внутренним углам прикручиваются плинтуса. Наружные и внутренние планки из ясеня попарно скрепляются между собой длинным саморезом насквозь, торчащая часть которого потом обрезается болгаркой (вот, собственно для этого эти планки и делаются из твёрдого дерева). С помощью секатора обрезаются лишние торчащие и поломанные камышинки. Крепятся направляющие для плечиков рамки, ручки, доски пола.

На этом же станке делаю подкрышник, точнее, делаю их сразу два. Использую две длинные стороны (каждая на свой подкрышник). Сначала в станок кладётся брусок, потом просто кладётся камыш до необходимого уровня. В середину этой высоты кладу промежуточный брусок, чтобы к нему крепить поперечные планки подкрышника (я их делаю просто из сосны, и между собой не соединяю). Форму подкрышника держат как эти планки, так и торцевые бруски, скрепляющие верхний и нижний брусок.

На готовый подкрышник я прикручиваю коньковый брусок, на который опираются скаты крыши из OSB-листов. Пожалуй это единственная неэкологичная делаль улья (ну, помимо саморезов), однако в данном случае эта деталь находится снаружи улья. К тому же по этому листу всё равно нужно класть какой-то кровельный материал. Это может быть: рубероид, лист оцинковки или алюминия (через теплоизолирующую прокладку), гибкая черепица, дранка, кровельная краска.

Деревянные части улья я крашу водоэмульсионной краской, а вот чем обрабатывать сам камыш ещё не решил на 100%. Пока обработал их льняным маслом. Есть мысли смешать скипидар на живице и растопленный воск и красить этим.

 

Два слова про размеры

Размеры станка и улья всяк сделает под себя. Тут главное что – задумать толщину стенки, и внутреннюю длину, ширину и высоту корпуса. Дальше всё считается в уме за 5 минут.

Лично я решил в этом улье испробовать полученные знания по саженям. Ширину я выбрал стандартную, под дадановскую рамку (т.е. расстояние между внутренними вертикальными планками – 450 мм, а их толщина по 10мм, стало быть ширина корпуса – 472 мм – почти впритык под плечики рамки). Вот под эту ширину я начал подбирать такой размер, чтобы он давал с шириной квадратную сажень. Проверено, что грядки, с размерностями квадратной сажени, дают больше урожая. У меня и вышла высота 527 мм. Высота хорошая – под рамочкой ещё 5 см остаётся пустого пространства – и вентиляция, и CO есть куда упасть, и мусору.

С длиной было сложнее. Мне в принципе нравилась длина улья Лазутина (94см), хотя 25 рамок в этот размер влезали очень впритык. Я стал подбирать что-то, похожее на эту длину в том же ряду таблицы саженей. У меня получалось 956 мм. Опять хорошо!

Про толщину стенок я долго думал. На Украине делают стенки толщиной всего 3см. Я сделал 5см. Справочного коэффициента теплопроводности для камыша нет. Думаю, можно опираться на прессованную солому (которая в тюках) - 0,05 - 0,065 Вт/(м*С) (почти как у пенопласта). Плотность камыша в стенках у меня получается в среднем 166 кг/м3. По чисто теоретическим расчётам, толщина стенки в 7см полностью и с гарантией перекрывает все теплопотери для среднего клуба при любой температуре на улице (до -40) (при зимовке в одной половине улья с перегородкой). Я, однако, исходил из доступности материала для изготовления, а так же из того, что в теоретических расчетах я не могу всё учесть, например так называемый эффект полостных структур, открытый Гребенниковым, который определённо играет в этом улье свою роль. В общем – дальше всё должен был показать эксперимент.

 

 

 

Опыт использования

Первый улей был готов в мае 2013 года. Технология была ещё не отработана, в особенности по части крыши. В улей был посажен купленный пчелопакет, причём, семья плохо пережила перевозку, много пчёл погибло. Однако матка была жива.

Сначала эта семья развивалась медленно, но, к главному медосбору набрала силу, и к осени эта была, разве что не самая сильная семья (отставала на пару рамочек от сильнейших). Стенки улья изнутри пчёлы обильно запрополисовали, а большое расстояние между рамками и стенкой – не застраивали сотами. Осенью мусора в улье почти не было. Несмотря на обильные дожди тем летом – внутри улья было всегда сухо (а в некоторых других ульях явно ощущалась повышенная влажность). Отсутствие прилётной доски в улье компенсируется тем, что пчёлы отлично цепляются за камышовые стенки.

Двигать рамки в улье, а так же вынимать и вставлять их приходится осторожно – всё-таки стенки сделаны не из фанеры. Иногда камышинки выходят их стен и начинают торчать внутри – надо следить за этим. Я их просто выламываю. Однако это в большей степени там, где пчёлы ещё не запрополисовали стенки.

Нерешённым пока в этом улье остаётся вопрос с перегородкой. В особенности её примыкания к таким «кривым» стенкам. Пока использую старые, у которых по бокам выступает «пенофол».

Осенью не стал ничего забирать у этой семьи. Забрал только пустые рамки сбоку. Отметил, что мусора и подмора под рамками нет и в помине (из других ульев выгреб чуток).

Зимовала семья на 12-и рамках. Зима была, конечно, не в пример предыдущей – мягкая. Максимальный мороз у нас был -35 градусов, но всего пару дней. Было пару недель с сильными морозами -20 -- -25 градусов. Но, в остальном, зима была тёплая, были частые оттепели. Снега было очень мало.

20 февраля был массовый облёт пчёл. Стояла, по-настоящему весенняя погода. Облетались все ульи.

Наконец, 23 марта, когда температура в тени достигла +15 градусов, при полной безветренной погоде, я решил провести первую ревизию ульев.

Сразу бросилось в глаза то, что крайняя (кроющая) рамка была абсолютно сухая и без плесени, что всегда было в старых ульях. Просто на этой рамке проходит граница тёплого и холодного воздуха, там всегда скапливается много конденсата. Разбираю рамки дальше (передвигаю их на другую сторону улья). Мёда много, везде сухо, и на рамках, и на стенках. Пчёлы сидят на 8-и улочках. На 4-х рамочках – расплод. Кстати, когда переставлял рамки из пчелопакета, я не стал пристёгивать к ним полурамки. Видно, что за лето пчёлы оттянули вниз каждой дадановской рамки почти до дна соты. Перебрал все рамки. Крайняя у стенки рамочка тоже сухая! По углам замечаю небольшие белёсые пятна – всё-таки плесень есть, но в каких количествах! Подмор есть, где-то среднее количество, обычно так и бывает у меня. Бывало правда пару случаев, когда подмора было очень мало, но (смотрю по записям), когда я делал ревизию 16 апреля. А сейчас ещё даже март не кончился. Подмор не гнилой, не плесневелый. 

А одном месте пчёлы приклеили одну рамочку сотом к стенке. Больше таких мест не было. Ещё в этом улье я не до конца стянул внешние и внутренние вертикальные промежуточные планки между собой, из-за чего некоторые рамки у меня впритык вставали между внутренними планками. И, конечно, были приклеены к ним в некоторых местах прополисом. В новых ульях это уже исправлено.

Очистив улей от подмора (замёл на небольшой совочек), возвращаю рамки на место, ничего не изъяв. Впереди ещё могут быть холода, кто знает, сколько им ещё мёда потребуется (так и вышло, на неделю нас потом завалило снегом).

 

 

 

Мысли про будущее

Зимой сделал с десяток таких ульев, себе поставлю три, остальные – разошлись по людям. Технология отрабатывается. Сейчас летковый брусок стал толще – к нему можно теперь прикрепить, при желании, прилётную доску. Под листом OSB теперь есть воздушные щели для лучшей вентиляции крыши. Появились ручки у ульев. Они, правда, предназначались для исключительной транспортировки пустого улья – всё-таки там только два самореза – улей с мёдом могут не выдержать. И зимой за эти ручки набивается снег, который мочит стенку. Поэтому ручки, при желании, можно снять. Первый улей до сих пор я вообще не красил (в смысле камыша), но сейчас, думаю что надо чем-то его прокрасить. Пока остановился на льняном масле (в два слоя). Оно хорошо полимеризуется на воздухе, образуя влагозащитный слой. Крышу думаю покрыть листовым алюминием через прокладку из пенофола.

Все новые рои в этом году буду сажать в эти ульи. Безусловно, нужно и дальше исследовать эту технологию в нашей местности. Однако внутреннее чутьё подсказываем мне, что это – самое то, особенно учитывая, что влажность в последнее время только растёт.

 

 

 

Алеев Дмитрий, апрель 2014
Миродолье, Московская область


Комментарии

Вадим, 17-10-2018 15:13

Здравствуйте.Не могли бы Вы выложить ролики с изготовлением пресса?Форум,указанный по ссылке,удалён.А хотелось бы подробную видеоинструкцию по изготовлению пресса. С уважением,Вадим, mr.inspam@mail.ru,chester_vk@mail.ru


Сергей, 31-03-2018 23:18

Спасибо за подробный и очень познавательный рассказ, и детальное описание технологии.



Добавить комментарий


Ваше имя*

Текст сообщения*

Выполните reCAPTCHA перед отправкой формы*